?

Log in

Как известно, Сатана, Азазель, Люцифер, Вельзевул, Лилит, Левиафан и прочая ближневосточная нечисть проникли в европейскую литературу и искусство именно из Библии.

Проект «Эшколот» пригласил ученых, писателей, журналистов и художников дать свой авторский мини-комментарий на библейские сюжеты, связанные с нечистью. Comment-party "От Азазелло до Повелителя мух" состоится на ежегодной ярмарке NON/FICTIO№15 (тот, кто зарегистрируется на мероприятие не позднее, чем за 3 дня, сможет пройти на Non/Fiction бесплатно).

О библейских персонажах и сюжетах нам расскажут наши подкованные гости, а мы пока вспомним произведения мировой литературы, посвященные представителям так называемых "темных сил". Этот небольшой список можно и нужно дополнять!

"Фауст" Иоганна Вольфганга Гете

Не нуждающаяся в рекламе трагедия немецкого классика, в которой рассказывается о непростых отношениях героя немецких мифов доктора Иоганна Фауста с известным любителем заключать сомнительные соглашения.

"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова


По сохранившейся информации, источниками сведений по демонологии для Булгакова служили статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга Михаила Орлова "История сношений человека с дьяволом" и книга Александра Амфитеатрова "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков".

В итоге дьявол вышел у Булгакова куда более симпатичным и достойным уважения, нежели большинство выписанных им в том же романе москвичей 30-х годов.

"Повелитель мух" Уильяма Голдинга

Дебютный роман лауреата Нобелевской премии по литературе за 1983 год. Известный литературный критик того времени
Лайонел Триллинг сказал, что "Повелитель мух" "ознаменовал мутацию в культуре: Бог, возможно, и умер, но дьявол расцвёл — особенно в английских общественных школах". Рекомендуется детям до 16 и старше.

"Эликсиры сатаны" Гофмана


Генрих Гейне, прочитав роман Гофмана, писал: "В "Эликсирах сатаны" заключено самое страшное и самое ужасающее, что только способен придумать ум... Говорят, один студент в Геттингене сошёл с ума от этого романа... Дьяволу не написать ничего более дьявольского". Какие еще нужны рекомендации?

"Вий", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Вечер накануне Ивана Купала" и прочая, прочая Николая Гоголя

Гоголь не только читал произведения немецкого романтика Гофмана, но был очень близок к нему по мироощущению: сходство вышеперечисленных произведений с работами автора "Кота Мурра" очевидно. Впрочем, невероятно сложно решить, что гениальнее и страшнее – пересказанные Гоголем малоросские предания или выдуманные Гофманом сюжеты из немецкой жизни.

"Хромой бес" Алена Рене Лесажа

"Французский фривольный роман", вариация плутовского романа испанского драматурга Луиса Велеса де Гевары, написанного почти веком раньше, в 1641 году.

В  романе Лесажа бес – покровитель азартных игр, распутства, "изобретатель каруселей, танцев, музыки, комедии и всех новейших мод"  – поднимает крыши  мадридских домов, чтобы показать своему спутнику студенту когда, с кем и как именно грешат их современники.

"Звезда Соломона" Александра Куприна

Эта повесть неравнодушного к древнееврейским сюжетам автора "Суламифи" – одна из многочисленных вариаций на "фаустовскую" тему. Главный герой, канцелярский служитель Иван Степанович Цвет, "ничем не замечательный, кроме разве своей скромности, доброты и полнейшей неизвестности миру", обладает незаурядными способностями в разгадывании ребусов и шарад. По просьбе некоего Мефодия Исаевича Тоффеля он разгадывает древнюю каббалистическую надпись и получает возможность осуществить любое желание.

емон" Михаила Лермонтова (восточная повесть в стихах), "Демон" Александра Пушкина (стихотворение)

Несмотря на стихотворную форму и идентичные названия отличий у этих произведений – бездна. Кстати, Александр Сергеевич отдал дань легенде о Фаусте в своей "Сцене из Фауста", а простого русского черта вспомнил в "Сказке о попе и работнике его Балде". Для полноты картины перечитать можно и эти книжки.

"Беседа пьяного с трезвым чёртом" Антона Чехова

Рассказ молодого Чехова, посвященный не столько "нечистой силе", сколько алкоголизму и его последствиям, начинается такими словами: "Бывший чиновник интендантского управления, отставной коллежский секретарь Лахматов, сидел у себя за столом и, выпивая шестнадцатую рюмку, размышлял о братстве, равенстве и свободе. Вдруг из-за лампы выглянул на него чёрт…

Но не пугайтесь, читательница. Вы знаете, что такое чёрт? Это молодой человек приятной наружности, с чёрной, как сапоги, рожей и с красными выразительными глазами. На голове у него, хотя он и не женат, рожки… Прическа а lа Капуль. Тело покрыто зелёной шерстью и пахнет псиной. Внизу спины болтается хвост, оканчивающийся стрелой… Вместо пальцев — когти, вместо ног — лошадиные копыта. Лахматов, увидев чёрта, несколько смутился, но потом, вспомнив, что зелёные черти имеют глупое обыкновение являться ко всем вообще подвыпившим людям, скоро успокоился.
"

Это одно из последних сочинений писателя, неоконченное. У Андреева Сатана принял человеческий облик, ведет дневник и выглядит куда достойнее Магнуса – человека. Самое интересное в романе – диалоги Магнуса и Сатаны о человеческой жизни.

509601_original

Группа "Лакоча" и хореограф Дана Лифанова, которые участвовали в наших недавних венгерско-еврейских танцах, снова собираются на танцы.

24 ноября в 19:00 в Еврейском Культурном Центре на Большой Никитской пройдет мастер-класс еврейских ашкеназских танцев под живую музыку. Рекомендуем посетить.

Мы, кстати, тоже проводили мастер-класс ашкеназских танцев – с Марком Ковнацким.

Теги:

Пока мы готовимся к шестому Фестивалю медленного чтения (где, впрочем, только читают медленно, а думают быстро, часто и помногу: "Read slow, think fast!"), разработчики компьютерных приложений не стоят на месте. Они тоже задумываются о скорости чтения и, вполне в духе времени, решают эту скорость – увеличить.

Авторы приложения ReadQuick взяли за основу методику скорочтения, которая была разработана в 1959 году небезызвестной Эвелин Вуд. В течение двух лет она наблюдала за пятьюдесятью людьми, которые от природы обладали способностями к быстрому чтению. В результате наблюдений Эвелин Вуд выявила особенности их техники чтения:

1) Глаза движутся вертикально вниз по странице.
2) Одновременно считывается группа из нескольких слов.
3) Практически отсутствует регрессия – повторное прочтение одного фрагмента текста.

92652557_LKVxLqyJGKo

Именно эти принципы и легли в основу приложения ReadQuick, тренажера скоростного чтения: берется какой-нибудь текст и показывается пользователю слово за словом с определенным временным интервалом. По умолчанию скорость такого показа установлена на отметке 250 слов в минуту, но это значение можно варьировать от 50 до 800 — в зависимости от уже наработанных навыков скорочтения.

Несколько противоречивый отзыв об этой программе пару дней назад опубликовали в The New Yorker.

От себя добавим, что та самая Эвелин Вуд была известной противницей аппаратных методов обучения скорочтению: по ее словам, они не создают естественных условий чтения. То есть в результате аппаратных тренировок скорость чтения повысить можно, но читать таким способом обычные книги человек, скорее всего, не сможет.

По образованию Арно Бикар – специалист в области сравнительного литературоведения (занимается взаимосвязью литератур на идише, иврите, итальянском и немецком в эпоху Ренессанса). Закончил Ecole Normale Supérieure в Париже. Сейчас он преподаватель магистерской программы Collège Universitaire Français в СПбГУ.

И вот что Арно Бикар рассказывает о лекции "Итальянские корни идишской литературы", которую по приглашению "Эшколота" он прочтет в воскресенье, 17 ноября, в 19:00 в Итальянском институте.

"Идишская литература XVI-го века разнообразнее и оригинальнее, чем может показаться. Ее лучшие произведения появились в Северной Италии. Авторы того времени, конечно же, вдохновлялись атмосферой итальянского Возрождения: их тексты полны юмора, иронии и при этом совершенно еврейские по духу.

Рыцарские романсы, в которых главные герои делают своим сыновьям обрезание, басни, где Лиса соревнуется с Вороной в пении субботних гимнов, споры и проклятия, которыми обмениваются евреи в венецианском гетто посредством пасквилей, – обо всем этом и не только вы услышите в моем воскресном рассказе, посвященном этому старому, но очень увлекательному миру."

Кстати, к воскресной лекции есть смысл немного подготовиться. Здесь можно ознакомиться с текстами, о которых Арно Бикар поведет речь в воскресенье.

До встречи!

Интернет-издание Huffington Post  опубликовало рейтинг чего бы вы подумали? Самых невероятных синагог со всего мира – от Америки до Норвегии. В списке издания 50 ритуальных сооружений – одно необычнее другого.

Вот, например, синагога, которая находится в Эфиопии и больше похожа на хижину:


gondar-ethiopia

Это "дом собрания" в немецком Мюнхене:

ohel-jacob-munich

А вот как выглядит внутри синагога в нью-йоркском Сохо:

soho-synagogue-nyc

Всю подборку можно посмотреть здесь.

Все мы слышали, что средневековые "антисемиты" представляли евреев в демоническо-козлином облике - с рогами, копытами и хвостом. Кроме того, они ассоциировали евреев с другими представителями фауны, такими разными, например, как свиньи и совы.

10 ноября в 19:00 в клубе "Завтра" искусствовед Дильшат Харман и историк Галина Зеленина расскажут о различных представлениях о евреях как нелюдях в странах христианской Европы, а также - предложат несколько ответов на самый интригующий вопрос: почему евреи в своих собственных рукописях изображали себя в зооморфном виде - то с песьей головой, то с птичьим клювом?

Например, вот так:

52

Или даже так:

1 (1)

Кстати, послушать про "зверских" евреев можно будет не только непосредственно на Сретенке в клубе "Завтра", но и везде, где есть компьютер с Интернетом: на странице события будет вестись прямая онлайн-трансляция лекции.

ЭшкоФильмы

Хорошие новости с видеополей Эшколота: с начала нового сезона у нас появилось несколько новых роликов.

Во-первых, уже можно не только послушать, но и посмотреть выступление культуролога Александра Мишори в ГМИИ им. Пушкина


и его же рассказ о еврейской каллиграфии.

Мы обрабатываем внушительный массив видеоматериалов, снятых на Фестивале медленного чтения "Город и текст", который прошел летом в Одессе. Результаты, естественно, выкладываем в Сеть.

Вот блестящий израильский литературовед Аминадав Дикман (он, кстати, перевел стихи Иосифа Бродского и других поэтов на современный иврит) рассказывает на одесском Фестивале, как читать еврейскую поэзию:

А вот он же читает сравнительную лекцию о русской и израильской словесности:

Пока не наступил шаббат, можно успеть подписаться на наш канал на YouTube (если вы еще на него не подписаны) и посмотреть подборку наших самых популярных роликов.

Кстати, пока больше всего просмотров собрало видео с лекции израильского писателя и переводчика Рои Хена о Хармсе в Израиле:

Теги:

Екатерина Кузнецова, она же lysdanslavallee, частый посетитель мероприятий Эшколота. И вот на какие размышления навел ее диалог Марии Эндель и Михаила Визеля об Умберто Эко и каббале:

Оригинал взят у lysdanslavallee в Умберто Эко в моей жизни

Сегодняшняя волшебная лекция Эшколота заставила меня задуматься о вещах сложных и местами труднодоступных пониманию для моего слабого мозга.

Все в мире есть гипертекст и система знаков. Мне проще называть это буквами, таким образом можно "прочитать" человека, "прочитать" место, произведение, ситуацию и т.п.

Read more...Collapse )

Все вышесказанное нисколько не печально. Оставьте уже наконец эмоциональные реакции, тем более что эти реакции - тоже часть заданного мода.

Предфестивальные сны

Запись на наш шестой Фестиваль медленного чтения уже закрыта, до встречи в Воскресенском осталось чуть больше месяца. И пока на нашем сайте еще не появились материалы для самостоятельной подготовки к Фестивалю, ее можно начать издалека.

Например, познакомиться с книгой профессора Дэвида Рендала Dreamland: Adventures in the Strange Science of Sleep, в которой описываются исследования психологов и биологов, которые изучали сны после появления "Толкования сновидений" Зигмунда Фрейда.

T&P перевели на русский язык несколько отрывков из новой книги. Они могут вам пригодиться, если вы записались на поток "Фрейд как толкователь сновидений и Библии" с преподавателями Реувеном Кипервассером из Израиля и психоаналитиком Александром Бронниковым из Москвы.

А еще мы предлагаем вам дополнить нашу пятерку книг про сны и все, что с ними связано.

1. Зигмунд Фрейд "Толкование сновидений" – без этой книги вообще никуда.

2. Николай Чернышевский "Что делать" – это на случай, если вы все-таки забыли, что вам рассказывали в школе о снах Веры Павловны и их значении.

3. Мишель Жуве "Замок снов" –  герой этого фантастического, исторического, философского, приключенческого и одновременно научно-популярного романа Гуго Ласэв испытывает особый интерес к загадке сна и сновидений.

4. Хорхе Луис Борхес "Книга сновидений" – "...В этой книге снов, которые опять будут грезиться читателям, собраны сны ночные — например, те, где стоит моя подпись, — сны дневные как сознательное упражнение нашего ума и прочие, истоки коих утеряны…"

(кстати, Борхесом мы занимались на Фестивале "Параллели" с переводчиком, социологом и эссеистом Борисом Дубиным)

5. Вильгельм Йенсен, Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Андре Бретон, Ролан Барт, Жак Деррида "Градива".

Влюбленность в прекрасную девушку, изображенную на античном рельефе, приводит молодого археолога к развалинам Помпеи. Среди руин погибшего при извержении Везувия города он встречает красавицу, невероятно похожую на Градиву.

В эту книгу вошли фантастическая повесть немецкого писателя Йенсена "Градива", работа Фрейда "Бред и сны в "Градиве" Йенсена», письма Фрейда и Юнга, манифест Андре Бретона "Градива" и тексты Ролана Барта и Жака Деррида, посвященные образу Градивы. Кроме того, в книге рассказывается, как преломился миф о Градиве у сюрреалистов, в современном кинематографе и у художников и скульпторов ХХ-ХХI вв.

В ожидании Эко

В своих «Заметках на полях "Имени Розы"» Умберто Эко говорит: "Я написал роман потому, что мне захотелось. Полагаю, что это достаточное основание, чтобы сесть и начать рассказывать. Человек от рождения – животное рассказывающее. Я начал писать в марте 1978 года. Мне хотелось отравить монаха. Думаю, что всякий роман рождается от подобных мыслей".

В "Маятнике Фуко" – одной из самых каббалистических книг в истории европейской литературы – Эко убивает двух из трех главных героев: редактора и ироничного скептика Якопа Бельбо и псевдоеврея Диоталлеви.

В это воскресенье, 27 октября, в 19:00 религиовед Мария Эндель и переводчик Михаил Визель объяснят всем неравнодушным к литературе и мистике, зачем это понадобилось автору. Ответ кроется в каббале, а также теории интерпретации.

Кстати, время в ожидании разгадок можно провести с пользой и удовольствием: во-первых, пройти викторину по творчеству Эко, во-вторых, почитать интервью с его бессменной переводчицей на русский язык и, конечно, перечесть романы Эко. Ну или хотя бы посмотреть "Имя Розы" с Шоном Коннери.

Мы плясали, мы плясали и нисколько не устали.

Поэтому продолжаем в привычном ритме.

Завтра среда – значит в Еврейском музее и центре толерантности в 20:00 Ури Гершович проведет очередное занятие по ПтихАрту.

27 октября, в воскресенье, в 19:00 – религиовед Мария Эндель и переводчик Михаил Визель будут обсуждать, что связывает Умберто Эко и учение еврейских мистиков.

Ноябрьская программа тоже весьма нетривиальна.

10 ноября в 19:00 в клубе "Завтра" историк Галина Зеленина и искусствовед Дильшат Харман определят образ еврея в средневековом искусстве. Несмотря на то, что название лекции, "Между свиньей и совой", говорит само за себя, предвидится много неожиданного.

Третья лекция из серии «Культура евреев Италии», которую Эшколот проводит вместе с Итальянским Институтом Культуры, состоится 17 ноября. Литературовед Арно Бикар расскажет об итальянских корнях идишской литературы.

1 декабря на книжной выставке Non/Fiction Эшколот будет обсуждать Сатану, Азазель, Люцифера, Вельзевула, Лилит, Левиафана и прочую ближневосточную нечисть, которая проникла в европейскую литературу и искусство из Библии.

На Comment-Party, которая начнется в Зоне семинаров №2 ЦДХ в 14.00, Эшколот пригласил ученых, писателей, журналистов и художников: Линор Горалик, Боруха Горина, Андрея Десницкого, Галину Зеленину, Марию Каспину, Леонида Кациса, Станислава Львовского, Александру Полян, Якова Эйделькинда и Менахема Яглома. Черти будут в восторге!

Ну а 5 декабря начинается шестой Фестиваль медленного чтения "Поле зрения", и об этом вы просто не можете не знать!

Зарегистрироваться на все мероприятия можно по ссылкам. Вход везде, кроме Фестиваля (а он стоит ну просто смешные деньги), бесплатный.

Письма с неба

Помните искусствоведа Алика Мишори, который приезжал по приглашению "Эшколота" в сентябре и прочел три лекции? Помните, что первая была о каллиграфии и что Алик Мишори рассказывал на ней, как современные израильские художники любят обращаться в своих работах к еврейскому алфавиту? Экспериментировать со шрифтами, превращать еврейскую букву в символ, наполнять его новыми смыслами и при этом не отрываться от традиций средневековых мастеров.

Если пройти по маленьким улочкам старого Яффо (их облюбовали уличные торговцы дорогим антиквариатом и разным занятным хламом), то можно выйти к небольшой картинной галерее художницы Дорит Гур. Ее творческое воображение занимают в основном буквы – еврейские, конечно.

20131013_123822

Золотые на алом и голубом. Вылетающие из книг, растущие на деревьях и собранные в удивительные хороводы.

20131013_123914

20131013_123854

Буквы-знамения и буквы-печати.

20131013_124052

Подпись на картинах Дорит тоже уникальна и каллиграфически продумана.

20131013_124011

Сама художница рассказывает, что долго искала свой метод, пока не поняла, что хотела бы писать ... библейские стихи. Первая выставка ее работ состоялась в 2008 году в Тель-Авиве и вызвала большой интерес. Сейчас увидеть картины Дорит Гур можно в нескольких израильских галереях.

Если вдруг окажетесь в Израиле, то сразу узнаете вывеску:

20131013_124137

Вряд ли вы еще не знаете, но на всякий случай напоминаем: в воскресенье 20 октября в 19:00 в Центре "Дом" недалеко от метро Новокузнецкая Эшколот будет обсуждать еврейские и венгерские танцы. Конечно же, под руководством серьезных специалистов в этой области: историка народного танца Алексея Шилина, хореографов Даны Лифановой и Евгении Лопатник, которая специально приедет из Харькова.

Сами танцы, естественно, тоже планируются – вместе с московской этно-группой "Лакоча" и замечательным венгерским танцевальным ансамблем "Хонвед", который умеет вот так:

Приходите, потанцуем!

Вход, как обычно, бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

Кроме обязательных для посещения лекции про ветхозаветную Агарь и компаративного мастер-класса по венгерским и еврейским танцам, горячо рекомендуем вам совершенно необычное мероприятие ближайших дней – этноделический аудиовизуальный сеанс "П.В.С.Е.К." (Перемещения Во Сне на Еврейском Кладбище) под руководством группы "Наеховичи".

Вот отрывок из афиши этого удивительного мероприятия: "Во время сеанса перетекающие слайды наслаиваются и чередуются с видео-кольцами из проявленных киноплёнок, взаимодействуют с живой современной еврейской музыкой, сочетающей разнообразные варианты звучания скрипки, кларнета, тромбона, гитары, клавишных, диджериду, варганов и поющих чаш, со звуками и шумами, собственноручно записанными, в том числе на кладбище, фрагментами архивных еврейских записей с восковых валиков начала XX века и сэмплами со старых еврейских пластинок, собранными скрипачом Дмитрием Храмцовым, активным участником проекта. В звуковую дорожку «П.В.С.Е.К.» параллельно включены фрагменты композиций английских групп – основоположников музыкального течения dark ambient, предельно точно передающих атмосферы кладбищ и пограничные состояния сознания."

В общем, готическая красота, еврейская музыка, мысли о вечном. И, конечно, все это надо смотреть и слушать вживую: ни одна видеозапись не даст положенного эффекта.

15 октября, вторник, Культурный Центр ДОМ (Москва, Большой Овчиниковский переулок, дом 24, стр.4).
Начало в 20.00, вход 400 рублей, для студентов - 300 рублей
Подробнее здесь, группа в фейсбуке тут.

Какое отношение может иметь известный библейский сюжет о "внебрачном" сыне Авраама к извечному спору между арабами и евреями? Дело в том, что евреи, согласно преданию, – это потомки законной жены Авраама Сары, а арабы – ее служанки Агари. И спорят они из-за за наследия Авраама, то есть земли Израиля. Обычное семейное дело, а вы что подумали?

Агарь (на иврите Хагар (הגר)‎, на арабском Хаджар (هاجر‎‎) – странница) — служанка бездетной Сарры. Она стала наложницей Авраама и родила ему сына Исмаила. По приказу Сарры они были изгнаны из дома Авраама.

После изнания
Агарь ушла на юг и поселилась в Аравийской пустыне, а Исмаил стал родоначальником арабских племён, прозванных по его имени исмаильтянами.

Согласно арабским преданиям, повзрослевший Исмаил женился на джурхумитке, от которой у него родились 12 сыновей. Агарь (Хаджар) умерла, ее похоронили недалеко от Каабы в местности под названием Хиджр.

В живописи сцена изгнания Агари и Исмаила из дома Авраама стала популярным сюжетом – ее изображали художники всех времён.

00079651

Это картина Кристофоро Саволини из собрания ГМИИ им. Пушкина. 13 октября в 16:00 в Библиотеке им. Достоевского лекцию о ней и не только прочитают библеист Андрей Десницкий и искусствовед Надежда Чамина.

Лекция БЕСПЛАТНАЯ, но необходима регистрация.

Сайт Эшколота будет вести прямую трансляцию с лекции!

А вот, кстати, более современный взгляд на бедственное положение Агари и ее сына в пустыне. Художник Жан Мишель Проспер Герен, XIX век.

Вкусные идеи

Второй семинар из цикла Ури Гершовича состоится уже послезавтра!

Если вы еще не были на ПтихАрте и не знаете, с чем его едят, почитайте вот это. Если вы не представляете, как выглядит Ури Гершович и его ученики, то вам сюда. Если вам интересно, какие тексты они разбирают, то жмите на эту ссылку.

А если вам уже надоело ходить по ссылкам, то приходите 9 октября в 20:00 в Еврейский музей и центр толерантности. Пускают всех и совершенно бесплатно (нужно только зарегистрироваться). Если у вас есть нетяжелый ноутбук – захватите, может пригодиться!

Ури Гершович обещает научить создавать мини-композиции и покажет, каким образом столкновение контекстов порождает новые смыслы. Традиционное изучение узоров сложных и изысканных талмудических структур продолжится.

IMG_6284

Кстати, один из текстов, который разбирали на прошлом занятии по ПтихАрту (Мидраш Деварим рабба 1:1), несет в себе мысль, которая может показаться любопытной всем, кто знает о проекте "Эшколот". В нем говорится, что еврейская культура обладает содержанием (идеями), но не обладает красноречием. Потому еврейские идеи всегда надо излагать на универсальном ("греческом") языке. Именно этим и занимается Eshkolot: a taste of ideas!

Теги:

Октябрь с Эшколотом

Несмотря на погоду, будет жарким!

По средам (2, 9, 16, 23, 30 октября, 20:00) – ПтихАрт. Искусство талмудической импровизации

13 октября (воскресенье), 16:00Агарь. Серия «Ветхозаветные женщины в европейском искусстве»
Диалог библеиста Андрея Десницкого и искусствоведа Надежды Чаминой перед двумя картинами из собрания ГМИИ им. Пушкина

20 октября (воскресенье), 19:00Параллельный шаг. Венгерские и еврейские танцы
Круглый стол и мастер-класс компаративного танца с участием ведущего венгерского танцевального ансамбля «Хонвед», московской группы «Лакоча», историка народного танца Алексея Шилина, а также хореографов Евгении Лопатник из Харькова и Даны Лифановой

27 октября (воскресенье), 19:00Умберто Эко и еврейская мистика. Серия «Культура евреев Италии»
Диалог религиоведа Марии Эндель и переводчика Михаила Визеля, посвященный многоуровневым связям творчества Умберто Эко с еврейской мистической традицией.

Первое мероприятие из октябрьской серии – семинар по ПтихАрту под руководством Ури Гершовича – состоится сегодня в Еврейском музее и центре толерантности. Записывайтесь, пока еще есть время, и приходите!

А это сам Ури Гершович как бы показывает, КАК вам будут рады – на ПтихАрте и не только :)

IMG_9198
Фото: Николай Бусыгин

Страстный книжник

Лекция историка книги д.и.н. Семена Якерсона "Колыбель еврейского книгопечатания", в которой он расскажет все самое интересное о еврейском книгопечатании в Италии состоится 29 сентября в 19:00 в Итальянском институте культуры в Москве. И это будет шестое по счету мероприятие "Эшколота", в котором участвует Семен Якерсон.

"Я был такой восторженный молодой человек, все время ходил со словариком и учил иврит. Я сообразил, что КГБ против иврита как такового ничего не имеет, Комитет был против «собраний». Значит, не надо ходить в ульпаны, надо учиться самому. И я учился сам, был таким странным отшельником. И всю мою жизнь до перестройки, как мне кажется, я находился в поле зрения Комитета. Несколько раз со мной беседовали, более или менее серьезно. Были у этих бесед и последствия..." – это фрагмент интервью Семена Якерсона 2004 года.

Есть об этом удивительном человеке и более свежие публикации. Например, на сайте Colta.ru Семен Якерсон рассказывал
, что такое Библиотека Шнеерсона и как можно разрешить конфликт вокруг нее.

Сами понимаете: воскресная лекция обещает быть очень интересной. Поэтому до встречи!
Кстати, записаться еще можно успеть вот здесь.

IMG_1072
Семен Якерсон, фото Николая Бусыгина

Европейское книгопечатание родилось в Германии, приблизительно в середине XV столетия. Но родина еврейского книгопечатания (т.е. книгопечатания на иврите) это Италия. Именно там великое изобретение Гутенберга было подхвачено еврейскими мастерами примерно в 60-х годах XV столетия.

Сейчас еврейские первопечатные книги (инкунабулы) из Италии – самые раритетные образцы еврейской средневековой книжности. Их рыночная цена, как правило, превосходит цену рукописей, изготовленных в тот же период, а культурная ценность просто не поддается оценке.

Все дело в том, что еврейских инкунабулов сохранилось исключительно мало (приблизительно 80 изданий, при этом до нас дошли тысячи еврейских рукописей этого периода). Многие издания сохранились лишь в виде экземляров-уникумов (например, комментарий РаШи к Пятикнижию, который был напечатан в Реджо-ди-Калабрия в 1475 г.) или представлены лишь несколькими экземплярами.

Очень важно, что именно в итальянских инкунабулах был окончательно зафиксирован вариант того или иного классического текста иудаизма. В частности, «классические» варианты издания трактатов Вавилонского Талмуда с комментарием РаШи и «Дополнениями» (Тосафот).

1239656_10151654530273309_84396130_n

Лекция историка книги д.и.н. Семена Якерсона "Колыбель еврейского книгопечатания", в которой он расскажет все самое интересное о еврейском книгопечатании в Италии (почему первые еврейские книги появились именно в Италии, каков репертуар условной библиотеки первопечатных книг еврейского интеллектуала, кто и где собирает первенцев еврейской итальянской печати и т.д.) состоится 29 сентября в 19:00 в Итальянском институте культуры в Москве.

Ждем любителей всего итальянского, книг и хороших лекторов.

Лекция БЕСПЛАТНАЯ, записаться еще можно успеть вот здесь.

"Мендель Бейлис совершенно затерялся среди толпы пророков, царей, фараонов, и все время хотелось сказать:
— Послушайте, Мендель, что-то вы уселись на скамье подсудимых между Саулом и Давидом? Ведь здесь разбирается дело Ветхого Завета, судят израильских царей и пророков, а вы пришли с кирпичного завода и мозолите глаза…" – это передовица газеты "Речь" столетней давности.

Сегодня столетний юбилей дела Бейлиса: 23 сентября 1913 года начался суд над приказчиком кирпичного завода по фамилии Бейлис, которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка. Сайт Букник нашел и опубликовал мнения экспертов, философов, религиозных деятелей и депутатов Думы: царской и нынешней. Поверьте, это чтение совершенно захватывающее. Есть в подборке даже реплика Троцкого. Он, естественно, пишет об этом деле как о "предзнаменовании новой эпохи глубоких революционных сотрясений".

Эшколоту тоже есть что добавить к вопросу о детях и кровавых наветах. На прошлогодней пуримской конференции среди прочих выступила с докладом историк Галина Зеленина.

Она рассказала, почему именно дети становятся героями-жертвами в черных мифах, возникших и бытовавших в Средние и последующие века. Этот доклад, впрочем, может оказаться полезным для тех, кто пытается разобраться не только в мифах о детях, но и в природе современных законов, которыми детей защищают.

Забота о детях, как гласит "сугубо объективный и безупречно научно выверенный" вывод из этого доклада, часто прикрывает что-нибудь другое: юдофобию или, например, такую размытую субстанцию как общественная нравственность.

В субботу, выпадающую на холь амоэд Суккот (т.н. "праздничные будние дни") принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

В ашкеназских общинах в этот день принято читать Экклезиаст. Причем, согласно одной точке зрения, каждый еврей должен читать  по обычной книге самостоятельно и без благословения. Согласно другой, ее следует читать в синагоге по пергаментному свитку, произнеся перед чтением два благословения — "Повелевший нам читать Мегилу" и "Давший нам дожить".

На проекте "Эшколот" к Экклезиасту обращались в группе медленного чтения с Евгенией Смагиной. А на втором Фестивале медленного чтения с Евгенией Смагиной участники читали уже Псалмы.

Следующий Фестиваль медленного чтения состоится в Подмосковье 5-8 декабря. Он будет посвящён знаковой природе фильмов, картин, сновидений и музыки. Подробной программы пока нет, но подумать, в каком потоке вы хотели бы оказаться и подать предварительную заявку по адресу info@eshkolot.ru уже можно.

И напоследок: согласно легенде, во время праздника Суккот сукку каждого еврея незримо посещают семеро ушпизин ("гостей" по-арамейски). Эти известные библейские герои гостят у всего Израиля, в каждой сукке, все семь дней праздника. Каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.

Если еще не видели, посмотрите израильский фильм 2004 года "Ушпизин" – он как раз о Празднике кущей, о вере, гостях и чудесах.

Пока у нас небольшой перерыв с лекциями – следующая, "Колыбель еврейского книгопечатания", состоится 29 сентября – предлагаем вам немного развлечься в эшко-духе.

Во-первых, можно ознакомиться со списком "Сто и одна лучшая еврейская книга"  по версии журнала Tablet Magazine и выяснить, что по меньшей мере сто из них вы уже прочитали.

Во-вторых, можно послушать запись нашей вчерашней лекции Алика Мишори "Прерафаэлиты на Св.Земле". Чтобы создать полный эффект присутствия на лекции, рекомендуем параллельно просматривать вот эти фото.

А в-третьих, коль скоро в среду вечером, 18 сентября, начинается еврейский праздник Суккот, мы предлагаем вам вспомнить, как уже два (!) года назад мы обсуждали с архитекторами на Стрелке метафизику сукки, а так же ларька, газетного киоска, капсульного отеля и прочих невечных сооружений.

И напоследок, the last but not the list, – Top-7 самых необычных праздничных еврейских шалашей, то есть сукк. Сукка- лодка, сукка-велосипед, сукка-мобиль, сукка-балкон и не только.

В свою очередь Семен Парижский, программный директор "Эшколота", сидя в суккамейке (смеси сукки и скамейки, которую придумал Илья Мукосей), как бы напоминает нам о бренности всего сущего.

293355_10150321122283309_663865395_n
Фото: Николай Бусыгин

Доктор искусствоведения из Израиля Александр Мишори прочитал 15 сентября (то есть вчера) на ВИНЗАВОДЕ первую лекцию из своего мини-цикла.

Он рассказал, как еврейская письменность появилась, как воплотилась в типографике и современных арт-объектах. Что могут делать с еврейскими буквами и из букв талантливые художники, как эти же буквы становятся портретами и памятниками. Как отсутствие в иврите гласных придает искусству новое измерение. И даже показал, как превратить первую букву еврейского алфавита - в свастику!

shoa

Кстати, все картинки из вчерашней презентации Александра Мишори можно найти тут.

Если вчера на ВИНЗАВОД вы не попали (несмотря на то, что погода совсем не располагала к походам на лекции, собрался полный зал), приходите сегодня. Прекрасный Александр Мишори расскажет на лекции "Плененная Иудея" о древних монетах и о том, как они превращаются в современные символы. Будет, как обычно, и он-лайн трансляция мероприятия на нашем сайте.

А вот и сам лектор - с дождеустойчивыми слушальницами.

1175174_10151863835037597_1829664782_n
Фото: Николай Бусыгин


У древних римлян – Капитолийская волчица, у славян – медведь, у галлов – петух. Что символизирует еврейский народ почти 2 тысячи лет? Как один и тот же образ может представлять и покоренный народ, и народ-победитель? Доктор искусствоведения из Израиля Александр Мишори, который приедет в Москву по приглашению проекта Эшколот, расскажет о судьбе двух ипостасей одного символа – "Плененной Иудее" и "Освобожденной дочери Сиона".

16 сентября, 20:00. ВИНЗАВОД.
Лекция бесплатная, необходима он-лайн регистрация. Те, кто не может придти, не расстраивайтесь. Он-лайн трансляция события будет на нашем сайте.

Историю этого изображения тоже расскажут на лекции.
А пока назовем его "Родина-Израиль зовет!"

bat zion-1

Проект "Эшколот" поздравляет всех с еврейским Новым годом! Желает новых друзей, новых книг и, конечно, новых знаний!

За друзьями и знаниями далеко ходить не надо: пожелания начинают исполняться прямо на нашем сайте.

15 сентября (первая встреча в этом сезоне) будет посвящена еврейской каллиграфии. Лекция, которую прочтет доктор искусствоведения Александр Мишори, называется "Знаки творения"

16 сентября, тоже на ВИНЗАВОДЕ, Александр Мишори расскажет про иконографию "Освобожденной Иудеи", в том числе первой официальной израильской медали ISRAEL LIBERATA.

Третья лекция Александра Мишори пройдет 17 сентября в ГМИИ им. Пушкина в рамках официальной образовательной программы, приуроченной к выставке «Прерафаэлиты: Викторианский авангард». Мишори расскажет о путешествиях У. Х. Ханта и Томаса Седдона и искусствоведческий анализ их произведений в сопоставлении с творчеством английского «поэта бессмыслицы» Эдварда Лира.

29 сентября востоковед и историк книги Семен Якерсон прочитает первую лекцию из серии «Культура евреев Италии». Она будет посвящена истории еврейских ранннепечатных книг (инкунабулов), анализу их жанрового репертуара и рассказу о судьбе отдельных уникальных экземпляров.

Посещение всех лекций – БЕСПЛАТНО.

Необходима он-лайн регистрация (записаться можно по ссылкам).

Пока новый сезон "Эшколота" еще не начался, горячо рекомендуем сходить на Московскую международную книжную выставку-ярмарку и посетить там стенд наших друзей – издательства "Книжники".

Выставка пройдет с 4-го по 9-е сентября на ВВЦ в 75-м павильоне. Стенд "Книжников" – С-6. Новинки и полный каталог книг, подарочные сертификаты, воздушные шарики. При покупке более трех книг - хорошая скидка!

А вот здесь, кстати, вы можете прочитать рассказ про то, как Умка (да-да, та самая) влюбилась в книжку Майкла Векса «Born to Kvetch» и случайно поделилась своей радостью не с кем-нибудь, а с переводчиком с английского, французского и идиша Асей Фруман. На русском языке книжку выпустили, конечно же, "Книжники", а представили ее публике Эшколот и Букник.

"Жизнь как квеч" (такое название книга Майкла Векса получила в переводе), естественно, тоже можно будет приобрести на стенде "Книжников" в ближайшие дни.

Удачных вам книжных покупок!

Друзья, Эшколот поздравляет всех любителей образовательных проектов с Днем знаний!

И спешит объявить, что до закрытия ЭшкоОпроса, в котором вы можете изложить все пожелания-предложения-замечания Эшколоту, осталось чуть больше недели. 10 сентября мы объявим опрос завершенным, а трое его участников (их имена определит случай) получат приятные и ценные призы.

Кстати, расписание сентябрьских мероприятий Эшколота уже на сайте.

15 сентября (наша первая встреча в этом сезоне) будет посвящена еврейской каллиграфии. Лекция, которую прочтет доктор искусствоведения Александр Мишори, называется "Знаки творения".

16 сентября, тоже на ВИНЗАВОДЕ, Александр Мишори расскажет про иконографию "Освобожденной Иудеи", в том числе первой официальной израильской медали ISRAEL LIBERATA.

Третья лекция Александра Мишори пройдет 17 сентября в ГМИИ им. Пушкина в рамках официальной образовательной программы, приуроченной к выставке «Прерафаэлиты: Викторианский авангард». Мишори расскажет о путешествиях У. Х. Ханта и Томаса Седдона и искусствоведческий анализ их произведений в сопоставлении с творчеством английского «поэта бессмыслицы» Эдварда Лира.

29 сентября востоковед и историк книги Семен Якерсон прочитает первую лекцию из серии «Культура евреев Италии». Она будет посвящена истории еврейских ранннепечатных книг (инкунабулов), анализу их жанрового репертуара и рассказу о судьбе отдельных уникальных экземпляров.

До встречи!
Эшколот рад сообщить, что прошлогодняя группа идиша продолжит занятия и в этом году. В группе есть 4 места. Так что спешите присоединиться к идишистам.

Вот как наша преподаватель, идишист из ИСАА МГУ и РГГУ Александра Полян описывает то, что будет происходить на занятиях.

"Мы учимся год два раза в неделю, по вторникам и воскресеньям. Читаем и пересказываем тексты, разбираемся в грамматике, учим слова, делаем упражнения и пишем сочинения на безумные темы ("Распорядок дня того самого Мюнхгаузена", "Дневной рацион Винни-Пуха", "Жизнь в еврейском колхозе "Красный лапоть"). Много разговариваем - про то, что происходит в жизни у каждого из присутствующих, про героев еврейской литературы, про духовность русской деревни и популяцию стерхов. Обмениваемся мнениями по самым разным вопросам. Слушаем песни и диалоги, читаем тексты из учебников (основной учебник - 'College Yiddish" Уриэля Вайнрайха, вспомогательный - "Yiddish. An Introduction to the Language, Literature & Culture" Шевы Цукер) и - пока короткие - вырезки из газет и фрагменты фольклорных и литературных текстов, смотрим юмористические скетчи на youtube. Делаем много глупостей (пересказываем со слуха диалоги и анекдоты), чтобы доказать тезис (очевидный же!), что идиш - язык международной коммуникации. Некоторые участники группы уже применили это знание в фольклорно-этнографических экспедициях, побеседовав с информантами на идише.

Мы прошли 14 уроков по учебнику Вайнрайха и знаем грамматический материал плюс-минус в этом объеме.

Занятия БЕСПЛАТНЫЕ, место их проведения - Музей истории евреев России. В группе на сегодня 8 человек, и есть 4 свободных места. Начинаем учиться в середине сентября. Торопитесь!"

Вступайте в нашу идиш-гуппу на фейсбуке, приглашайте друзей!

А вот так вдохновенно Александра Полян вела семинары на последнем Фестивале медленного чтения в Одессе.

Корреспондент "Русской планеты" Алексей Сочнев познакомился с сотрудником Центра наследия Менахема Бегина, бывшим лидером «Бейтара» и нашим лектором Евгением Фишзоном на одесском Фестивале медленного чтения.

Из знакомства получилось интервью о том, где могло находиться еврейское государство, если бы сионисты решили не ехать в Палестину.

Какие варианты создания своего государства еврейский народ рассматривал два века назад?

– Был политический сионизм Теодора Герцля, был духовный сионизм Ахад ха-Ама, который предлагал сначала подготовить народ к переезду, а только потом переезжать. Были автономисты, которые предлагали в разных странах основывать еврейские автономии, территориальные и культурные. Было «Территориальное еврейское общество», оно поощряло еврейскую эмиграцию в свободные страны: Австралию, страны Америки и Месопотамию. По всему этому вопросу существует огромная литература, рассматривается множество проектов.

С 1880 года происходил «мощный выброс» евреев в трех направлениях. Первое направление –  это США. «Ди голдене медине» – так на идише евреи называли штаты, что в переводе означает «Золотая страна». Второе –  в российские социалистические проекты. Третьим направлением был сионизм. Это выброс из черты оседлости, из прессинга запретов, под которыми находились евреи в России и в других странах.

Проектов было так много, что все их сложно вспомнить. В XVII веке англичане рассматривали Суринам как место для возможного поселения евреев. Поселение Йоденсаванна там насчитывало 600 человек, растило сахарный тростник, на 40 плантациях трудились более 9000 рабов. Поселение просуществовало до 1832 года, пока полностью не выгорело, и не было заброшено. Французы в 1659 предлагали заселять евреями Кайенну (Французская Гвиана). Всего там поселилось около 600 евреев из Испании, Голландии и Бразилии. Поселение существует и сейчас, в нем чуть более 90 человек.

Это варианты убежища, а если говорить о вариантах государственных образований?

– В XIX—XX веках проект создания еврейского очага, еврейского государства был самой обсуждаемой темой внутри народа. Обычно мы сразу вспоминаем про Уганду или Эль-Ариш — это, пожалуй, два самых известных проекта, но только потому, что они были связаны с деятельностью сионистской организации. Но ведь и до этого было много интересных проектов.

Каких, например?

– Были предложения создать государство в Северной или Южной Америке, причем во многих местах. Большую колонию создали в Канаде, в Саскачеване, но дальше этого проект не развился. Мордехай Ноах основал еврейское государство Арарат в 1825 году на купленном им острове Гранд Айленд недалеко от Ниагарского водопада. Это был идеалистический, романтический проект. Он длился не более двух лет, после чего поселенцы разъехались. Барон Морис Гирш в конце XIX века в пику барону Ротшильду начал вывозить евреев в Аргентину, создал довольно большой анклав на востоке Аргентины за Патагонией. Гирш планировал переселить в Аргентину три миллиона российских евреев.

Читать интервью дальше

А это мемориальная доска на доме Жаботинского в Одессе. Евгений Фишзон специально приехал в Одессу в середине 90-х годов из Израиля, чтобы установить ее. По его словам, украинские власти разрешили установку только на одном условии – чтобы на доске не было надписи на русском языке.

IMG_2982
Фото Николая Бусыгина

Голосуй сердцем

Предсентябрьская демократическая лихорадка коснулась не только жителей российской столицы, но и вполне себе международного и прекрасно вам известного проекта "Эшколот".

До открытия нового сезона остается совсем немного времени. Программа мероприятий уже составляется. В планах "Эшколота" –  разговоры о ветхозаветных женщинах, итальянская еврейская культура, мистика и кулинария, истории скандально известных раввинов, музыка, танцы и, конечно же, Фестивали медленного чтения.

И все же у вас еще есть возможность повлиять на ход событий – поделиться с нами соображениями о том, каких лекторов вы хотели бы услышать, какие темы обсудить, какие произведения прочесть на наших семинарах.

Мы принимаем не только предложения и идеи на будущее, но и хотим узнать, что вам больше всего понравилось в предыдущем сезоне.

Чтобы вам было удобнее делиться с нами мыслями, мы составили специальный ЭшкоОпрос – заполнить его можно прямо на нашем сайте.

Не упускайте редкую в наше время возможность быть услышанным и действительно повлиять на ход событий ;)

Последние посты

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Теги

Обзор страницы

Читать в RSS

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner