Мы уже рассказывали вам о цикле из шести лекций под названием "Блудницы, матери, воительницы: ветхозаветные женщины в европейском искусстве", который длился на проекте "Эшколот" с октября 2013 года по май 2014-го.
Теперь пришло время обратиться к другому циклу, который "Эшколот" организовывал совместно с Итальянским институтом культуры в Москве. Цикл шел целых полтора года (с января 2013 года по июнь 2014-го) и рассказывал о культуре евреев Италии.
Мы делимся с вами структурированной подборкой материалов по каждой из лекций этого цикла, чтобы вы могли вернуться к ним, если захотите. Или узнали что-нибудь новое о евреях и Италии, если посетить эти лекции так и не удалось.
Встреча иудаизма и христианства в картине Лоренцо Лотто.
Лекторы: библеист Светлана Бабкина, искусствовед Дильшат Харман, библеист Анна-Шмаина Великанова.
Аудиозапись лекции здесь, фотоматериалы - тут.
Колыбель еврейского книгопечатания
Истории еврейских ранннепечатных книг (инкунабулов), анализу их жанрового репертуара и рассказу о судьбе отдельных уникальных экземпляров «итальянских» инкунабулов посвящена лекция историка книги д.и.н. С. М. Якерсона.
Аудиозапись лекции и фотоматериалы доступны на нашем сайте. Ссылка на запись онлайн-трансляции.
Умберто Эко и еврейская мистика
Многоуровневым связям творчества Умберто Эко с еврейской мистической традицией посвящен диалог религиоведа Марии Эндель и переводчика Михаила Визеля.
Смотрите запись онлайн-трансляции с лекции.
Слушайте аудиозапись с лекции, смотрите фотоматериалы.
Итальянские корни идишской литературы
Идиш сформировался в качестве германского диалекта более 700 лет назад, но свидетельств его ранней истории до нас дошло очень мало. Письменные и печатные тексты появляются лишь с конца XV в, причем большая часть из них — из Италии. Лекция французского литературоведа Арно Бикара посвящена наиболее ранним произведениям идишской литературы, написанным в Италии, от рыцарских романов в стиле Ариосто до комических рассказов в духе Боккаччо.
Смотрите запись онлайн-трансляции с лекции.
Доступны также аудио- и фотоматериалы с лекции и конспект-репортаж с нее.
Почему на многих картинах европейской живописи появляются надписи на древнееврейском языке? Насколько художники итальянского Возрождения были знакомы с этим языком? Кто мог служить для них источником знаний по гебраистике? Какую функцию выполняли эти надписи в композиционном и символическом строе картины?
На эти и другие вопросы ответил доктор искусствоведения Илья Родов.
Также можете почитать конспект-репортаж с этой лекции нашего корреспондента Милы Дубровиной "Как итальянские художники иврит учили". Послушать лекцию в аудиозаписи, посмотреть фотоматериалы.
Саламоне Росси: еврейский композитор при мантуанском дворе
Собрание вокальных сочинений на иврите, ставшее подарком Росси на свадьбу друзей в мае 1623 г., имеет увлекательную историю, которую рассказал редактор критического издания сочинений Саламоне Росси профессор музыкологии Иерусалимского университета Дон Харран.
После лекции состоялся концерт из произведений Саламоне Росси в исполнении музыкантов ансамбля Alta Capella.
Аудиозапись лекции можно услышать здесь, посмотреть фотоматериалы – тут.
Конспект-репортаж корреспондента Ирины Мак читайте здесь.
Сарра Копия Сулам: женщина-поэт XVII века в поисках бессмертия
Профессор музыкологии Дон Харран представил изобразительные и литературные свидетельства исканий женщины-поэта, а также неожиданный новый источник ее представлений о бессмертии – положенный на музыку свадебный гимн.
Конспект лекции ищите здесь, а фотоматериалы - тут.
Еврейка-людоед в двух кантатах XVII века
В своей лекции профессор музыкологии Иерусалимского университета Дон Харран отождествляет женщину-людоеда из кантат с Марией, дочерью Элеазара, из «Иудейской войны» Иосифа Флавия, а также разбирает вопрос авторства кантат и взаимодействия в них текста и музыки. Возвращаясь к Аристотелю, проф. Харран утверждает, что авторы кантат разрывались между двумя противоположными чувствами — пафосом и отвращением.
Конспект лекции можно почитать здесь, а послушать аудиозапись с нее – вот тут.
Святой филолог: Иероним в искусстве Возрождения
Почему фигура Иеронима так интересовала живописцев эпохи Возрождения? Как соотносится легендарный образ на картинах с исторической личностью Иеронима Стридонского — вифлеемского пресвитера конца IV — начала V в., посвятившего жизнь литературной деятельности по переводу и изучению Библии?
И не забывайте, пожалуйста, что раздаточный материал и презентации, представленные лекторами, у нас тоже есть – на страницах каждого из мероприятий.